19:25
​Операторы и телеканалы: бои без правил?
Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам РУП «Белтелеком» Сергей Туромша о жестких переговорах и борьбе телеканалов за рейтинги, рекламные бюджеты, востребованность контента и место под солнцем.

1. Сергей, как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на телекоммуникационном рынке Вашего региона, и как, по-вашему, она влияет на развитие сотрудничества между вами (оператором) и телеканалами?

Текущую ситуацию на белорусском рынке можно оценить как высококонкурентную и, соответственно, весьма непростую как для операторов, так и для телеканалов. 

Операторам в условиях высокой конкуренции, осложненной неофициальным присутствием на рынке российских спутниковых и OTT-платформ, которые имеют возможность предложить гораздо более широкий перечень каналов, приходится сражаться буквально за каждого абонента. 

Кроме того, со стороны ряда операторов имеет место практика пиратства некоторых каналов, сокрытия абонентских баз перед владельцами с целью сокращения затрат на выплаты за контент. В результате добросовестные рыночные игроки фактически функционируют в неравных условиях, а значит, вынуждены занимать весьма агрессивную позицию в переговорах с правообладателями. 

К максимальной экономии выплат за контент задает не только мнимая «жадность» операторов, но и невысокий платежеспособный спрос населения. Абоненты уже привыкли, что телевидение должно быть либо бесплатным, либо недорогим. Поэтому сделать существенный скачок в развитии за счет цены продукта компаниям очень сложно.

2. Что и как в принципе способно повлиять сейчас на динамику развития рынка? И непосредственно на показатели вашего оператора?

Отмечу три составляющие. Первое и, на мой взгляд, самое главное — это жесткое пресечение со стороны регуляторов случаев пиратства и сокрытия абонентских баз. Такие действия поставят всех игроков в равные условия, а значит, оздоровят конкурентную борьбу. 

Второе — наведение порядка в ситуации с юридически неоформленным присутствием на рынке российских спутниковых систем («Триколор ТВ», «НТВ+»), которые находятся в более выигрышных условиях по сравнению с белорусскими операторами, прежде всего, с точки зрения транслируемого контента. 

Третье — выравнивание условий работы на рынке для традиционных кабельных операторов и владельцев OTT-платформ. Последние сегодня существуют в определенном правовом вакууме, чем, естественно, пользуются. 

Перечисленные меры способны упорядочить рынок, вынудить случайных и недобросовестных игроков свернуть деятельность. Это могло бы дать определенный импульс в развитии цивилизованного рынка.

3. Какие формы сотрудничества существуют между операторами и телеканалами и какой используете Вы – возмездное, безвозмездно (со стороны телеканала – в смысле, есть ли у Вас (оператора) сейчас те каналы в пакете, которые не получают деньги за то, что они доступны вашим подписчикам)? В каком процентном соотношение вы используете эти способы сейчас)?

Сотрудничество с правообладателями при наполнении контентом телевидения ZALA осуществляется с использованием различных бизнес-моделей. Ключевыми факторами при их выборе являются популярность канала среди абонентов ZALA, а также заинтересованность владельцев контента в рекламной аудитории наших телевизионных платформ, насчитывающей более миллиона домохозяйств. 

Высокорейтинговые каналы, ориентированные на борьбу за рекламные бюджеты, как правило, присутствуют на платформе на условно-платной схеме. Выплаты за контент в этом случае скорее символичны, но от этого сотрудничество не перестает быть взаимовыгодным. Мы, как оператор, получаем телеканал с высоким рейтингом, а владелец канала — дополнительный весомый аргумент при переговорах с рекламодателями в виде нашей абонентской базы. 

Другая группа — телеканалы с высоким рейтингом, не использующие рекламу в качестве источника финансирования. Высокий рейтинг достигается благодаря трансляции качественного контента, создание которого обходится владельцам канала «в копеечку». Соответственно, за право трансляции таких телеканалов мы осуществляем определенные выплаты. 

Третья группа — телеканалы с невысоким рейтингом, владельцы которых, тем не менее, по каким-либо причинам заинтересованы в присутствии на платформе ZALA. Поскольку трансляция канала в любом случае связана с издержками, в данном случае владельцу контента предлагается договор на платное размещение телеканала, предусматривающий выплаты уже в сторону «Белтелекома». 

Доля перечисленных групп телеканалов на платформе ZALA — информация коммерческая. Отмечу лишь, что телеканалов с низким рейтингом, готовых платить за трансляцию, на рынке очень мало. Хотя финансовые условия, на наш взгляд, не являются заградительным барьером. Скорее, имеет место неготовность правообладателей активно искать другие способы монетизации серьезной зрительской аудитории.

4. В чем заключаются основные отличия сотрудничества с иностранными и национальными каналами? Существуют ли определенная специфика в зависимости от страны или региона и какие?

Глобальных отличий не существует. Белорусские операторы транслируют своим абонентам как национальные, так и иностранные телеканалы. Безусловно, среди иностранных каналов в большей степени присутствуют российские, но этот фактор во многом объясняется языковым барьером — востребованность контента на других языках относительно невысока. 

Условия распространения каналов регулируются на законодательном уровне. В целом процедура организации вещания для оператора выглядит следующим образом. 

Для того, чтобы осуществлять трансляцию телеканалов, оператор должен быть включен в Государственный реестр распространителей продукции телевизионных и радиовещательных средств массовой информации. Любое сотрудничество с телеканалом, независимо, является ли канал национальным или зарубежным СМИ, требует заключения договора с поставщиком прав или собственником канала. 

Для каждого оператора, осуществляющего трансляцию телеканалов, регулирующим органом (в нашей стране это Министерство информации) создается специальный нормативный документ (реестр), в которым учитываются те каналы, которые имеет право распространять данный оператор. Поэтому после заключения договора с представителем или собственником телеканала, оператор предоставляет в Министерство информации пакет документов, на основании которого канал включается в реестр этого оператора. 

Главное отличие в организации вещания национальных и иностранных каналов заключается в том, что пакет документов, подаваемый в Министерство информации для включения в реестр национального канала, содержит меньшее количество документов.

5. Существуют ли какие-либо законодательные ограничения для транслирования тех или иных каналов? Возможно существует определенная необходимая квота по обязательству трансляции национальных каналов или же вы обязаны транслировать о тили иной телеканал в стране и какие финансовые условия будут в таком случае? 

Определенная специфика касается взаимодействия с телеканалами, входящими в так называемый общедоступный пакет. Эти 9 каналов операторы транслируют в обязательном порядке. 

В случае трансляции телеканалов «для взрослых», обязательно получение разрешения Республиканской экспертной комиссии. 

Во всех других случаях операторы действуют по описанной выше стандартной схеме: в случае заинтересованности в трансляции какого-либо канала заключают с правообладателем соответствующий договор и обращаются с пакетом документов в Министерство информации для внесения телеканала в реестр.

6. Какие требования вы предъявляете к телеканалам, которые хотят или уже работают с вами? Кому вы отдаете предпочтение в случае нескольких возможных вариантов?

Главный принцип формирования контента ZALA — ориентация на предпочтения абонента. Причем мы стремимся ориентироваться не только на массового потребителя, предлагая широкую линейку тематических пакетов. Важно, чтобы каждый мог найти в ZALA канал по душе, по своим интересам. 

Основное требование к телеканалу — высокий рейтинг среди наших абонентов. Функциональность IP-платформы ZALA позволяет регулярно измерять смотрибельность каналов. Соответственно, при определении рейтинга мы имеем возможность абстрагироваться от собственных предпочтений, социологических исследований или мнения о телевизионном продукте владельцев контента. Полагаемся лишь на «сухие цифры» IP-платформы. 

Окончательное решение по трансляции каналов принимается исходя из трех составляющих: тематика, рейтинг и финансовые условия сотрудничества. Периодический анализ имеющегося на платформе контента по этим параметрам позволяет оперативно корректировать условия сотрудничества с телеканалами.

7. Существует ли у оператора определенная политика при подборе контента для своего пользователя? В чем она заключается?

Мы практически никогда не покупаем «кота в мешке», а предлагаем каналам пройти процедуру тестирования с целью получения объективных данных по рейтингу. После этого шага, в случае заинтересованности в продолжении сотрудничества, обсуждаются финансовые условия и место канала в основном либо тематическом пакетах. 

Важно отметить, что мы не ждем у моря погоды: помимо взаимодействия с владельцами, которые сами выходят с предложениями о трансляции своего контента, активно изучаем предложения конкурентов, посещаем тематические выставки и конференции, изучаем зарубежный опыт, занимаем проактивную позицию в переговорах с потенциальными партнерами с целью расширения предлагаемого абонентам спектра каналов. 

Результат этой работы — не только лидерство «Белтелекома» по объему основной абонентской базы. Сегодня мы предлагаем наибольшее количество тематических пакетов в стране. Причем охват абонентов дополнительными пакетами за последние годы уверенно приближается к отметке в 100%.

8. С какими техническими сложностями операторы сталкиваются на сегодняшний день?

При организации трансляции телеканалов возможны проблемы, касающиеся карт доступа, спутников, недостаточного качества исходного сигнала. 

Технические сложности при приеме ТВ-программ со спутника касаются брака либо неактивации смарт-карт. В основном это не столько технические, сколько организационные моменты. 

Гораздо больше технических аспектов возникает при перенастройке спутниковых приемных антенн на другие спутники в связи с закрытием или перенаправлением приема ТВ-программ с других спутников. 

Однако нерешаемых технических проблем не бывает — вопросы могут быть только в отношении сроков и стоимости решения.

9. Сколько зарабатывает телеканал среднего уровня в месяц, сотрудничая с вами? От чего зависит эта сумма?

Сумма выплат зависит от многих факторов. Помимо уже упоминавшегося рейтинга, это и рекламная политика канала, и наличие схожих по тематике и сопоставимых по рейтингу аналогов, то есть эксклюзивность контента. 

С одной стороны, если канал имеет высокий рейтинг, обладает премиум-контентом, то, конечно, шансов получить относительно высокие выплаты за предоставление нам прав на вещание у него больше. С другой — даже топовым, например, фильмовым или музыкальным телеканалам зачастую практически невозможно выдвигать агрессивные финансовые условия, поскольку перечень конкурирующих высококачественных каналов весьма широк. 

Конкретные суммы выплат существенно варьируются, поэтому говорить о средних цифрах в какой-то степени бессмысленно.

10. Вы контролируете степень выгодности сотрудничества с тем или иным телеканалом? В каких случаях вы станете инициатором расторжения договора? 

Основной критерий оценки выгодности сотрудничества для «Белтелекома» — соотношение стоимости прав и смотрибельности канала. Рейтинг смотрибельности мы анализируем ежемесячно, и полученные результаты сопоставляем с финансовыми условиями сотрудничества. 

Если популярность канала снижается и по соотношению цена/смотрибельность он выглядит хуже, чем каналы аналогичной тематики, присутствующие в том или ином пакете, мы выступаем с инициативной пересмотра коммерческих условий. 

Необходимо отметить, что готовность владельца прав минимизировать выплаты за контент, соглашаясь порой на символические суммы, отнюдь не гарантирует каналу места на платформе ZALA. Если смотрибельность телеканала в разы меньше, чем у других каналов аналогичной тематики, то шансы попасть на платформу минимальны, даже если конкуренты предлагают более высокую цену. Превращать ZALA в «заповедник» посредственных, но зато дешевых каналов — возможно, интересно с точки зрения сиюминутного финансового результата, но абсолютно бесперспективно с точки зрения сохранения и приумножения абонентской базы. Именно поэтому порой мы выступаем инициаторами расторжения договора с телеканалом, рейтинг которого снизился ниже допустимого уровня.

11. Какие возможности вы предлагаете своим подписчикам? Пакеты услуг – стоимость за месяц и объем доступа за них.

В сегменте услуг платного телевидения «Белтелеком» предлагает три продукта: IP-телевидение, эфирное цифровое телевидение и OTT-решение. Все они присутствуют на рынке под единым брендом ZALA.

В сегменте IP-телевидения предлагается три базовых и 10 тематических пакетов. Основной базовый пакет насчитывает 50 каналов, расширенные базовые (без HD-каналов и с HD-каналами) — более 100 каналов. Тематические пакеты включают от 3 до 6 каналов. Стоимость основного базового пакета составляет около 3,5 долларов в месяц. Расширенные обойдутся, соответственно, в 6,5 и 11 долларов в месяц. Цены на тематические пакеты варьируются от 0,3 до 2,3 долларов в месяц. 

Основной базовый пакет эфирного цифрового телевидения (26 каналов) обойдется абоненту в 2 доллара в месяц, расширенный (44 канала) — в 3 доллара в месяц. Дополнительные тематические пакеты (их насчитывается 4) предлагают от 3 до 5 каналов и стоят 0,25-0,35 доллара в месяц. 

Наконец, Smart-телевидение ZALA — это более 70 телеканалов, включая HD-контент, по цене около 2,5 долларов в месяц. Абонентам SMART ZALA доступен дополнительный премиум-пакет (4 канала за 1 доллар в месяц).

12. Сейчас все говорят о едином цифровом рынке, который должен сильно облегчить работу. Что важного для вас в этом вопросе?

Переход к единому цифровому рынку – тема, которая сейчас активно обсуждается экспертами. В этом вопросе для нас важны три аспекта. 

Во-первых, гармонизация законодательства, что обеспечивает равные возможности для всех игроков. 

Во-вторых, унификация технических аспектов работы операторов, облегчающая процессы инвестирования в соответствующее оборудование и технологии. 

В-третьих, универсализация приобретаемых прав на контент независимо от сферы распространения сигнала — IPTV, OTT, эфирное вещание. 

Существенные подвижки по любому из этих направлений способны придать положительный импульс развитию рынка платного телевидения.
Категория: Новости ТВ | Просмотров: 615 | Добавил: nukus | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar